Маркировка указывает на тип дизельного топлива, географическую область применения и сезонность, а также наглядно показывает уровень его экологичности. В 2011 году на территории Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь был принят технический регламент ТР ТС 013/2011, регламентирующего способ обозначения дизельного топлива, маркировка которого обозначается в виде трех групп знаков:
В первой группе знаков указывается принадлежность к виду дизельного топлива: ДТ.
Во второй группе указывается сезонность топлива:
- Летнее (без определения температуры фильтруемости) – Л;
- Межсезонное (-15°С) – Е;
- Зимнее (-20°С) – З;
- Арктическое (-38°С) – А.
В третьей группе обозначается экологический класс, характеризующийся количественным показателем содержания серы:
- К2 (не более 500мг/кг);
- К3 (не более 350мг/кг) – соответствие с вид I (ГОСТ Р 52368-2005);
- К4 (не более 50мг/кг) – соответствие с вид II (ГОСТ Р 52368-2005);
- К5 (не более 10мг/кг) – соответствие с вид III (ГОСТ Р 52368-2005).
В результате на рынке Российской Федерации появилось два действующих документа, регламентирующих обозначение дизельного топлива. 1 июля 2014 года на территории РФ начал действовать ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное» для видов топлива, предназначенных к применению в условиях холодного климата, изготовленных методом каталитической депарафинизации.
Маркировка топлива по данному стандарту состоит из четырех групп знаков. Первая группа – принадлежность к типу дизтоплива (ДТ). Вторая группа обозначает сезонность – арктическая или зимняя. Третья группа – экологический класс (К3, К4 и К5) соответствует экологическому классу ТР ТС 013/2011. Четвертая группа обозначает минимальную температуру фильтруемости дизельного топлива, знак отрицательной температуры обозначается как «минус».
Данный стандарт не отменяет действия ГОСТ Р 52368-2005.
Необходимо указать, что с 01.01.2016 года на территории Российской Федерации дизельное топливо ниже экологического класса К5(вид III) запрещено к выпуску и обращению.
В настоящее время маркировка дизтоплива дает информацию о количестве серы и температуре использования, остальная информация приводится в паспорте качества.
Также можно встретить запросы с устаревшей маркировкой дизельного топлива.
Ранее существовал стандарт маркировки ГОСТ 305-82 (дата введения: 01.01.83, в настоящее время устарел). Маркировка дизельного топлива зависела от сезонности с обязательным указанием максимально возможного процентного содержания серы. Сезонность топлива обозначалась литерами, обозначая летнее «Л» (фильтруемость до 0°С), зимнее «З» (-20°С) или арктическое «А» (-50°С) топливо. Максимально допустимое процентное содержание серы регламентировалось в пределах 0,2;0,4 или 0,5 процента. В маркировке летней марки топлива должна была указываться температура вспышки, в маркировке зимних должно было быть указание температуры застывания. При маркировании зимнего топлива в целях исключения ошибок при чтении маркировки знак отрицательного числа не мог обозначаться знаком «–», обозначение делалось словом «минус» или «minus».
На смену устаревшего стандарта в 2005 году был принят к исполнению стандарт ГОСТ 52368-2005, действовавший до 2014 года. Данный государственный стандарт действовал на территории Российской федерации. Регламент принимал европейский тип классификации дизельного топлива EN 590, более известного под названием ЕВРО-5.В данном стандарте ограничивалось содержание массовой доли серы:
- Вид I – максимальное содержание серы до 350 мг/кг;
- Вид II – до 50 мг/кг;
- Вид III – до 10 мг/кг.
Также дизельное топливо по данному стандарту классифицировалось по климатическим зонам. В качестве классификатора принималась температура фильтруемости топлива, при котором топливо уже не может течь по топливным магистралям.
Умеренный климат | Холодный климат | ||
---|---|---|---|
Класс топлива | Температура фильтруемости | Класс топлива | Температура фильтруемости |
А | +5 °С | 0 | -20 °С |
B | 0 °С | 1 | -26°С |
C | -5 °С | 2 | -32°С |
D | -10 °С | 3 | -38°С |
E | -15 °С | 4 | -44°С |
F | -20°С |