Маркировка дизельного топлива

Маркировка указывает на тип дизельного топлива, географическую область применения и сезонность, а также наглядно показывает уровень его экологичности.

Маркировка дизельного топлива

В 2011 году на территории Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь был принят технический регламент ТР ТС 013/2011, регламентирующего способ обозначения дизельного топлива, маркировка которого обозначается в виде трех групп знаков:

  • В первой группе знаков указывается принадлежность к виду дизельного топлива: ДТ.
  • Во второй группе указывается сезонность топлива:
    1. Летнее (без определения температуры фильтруемости) – Л;
    2. Межсезонное (-15°С) – Е;
    3. Зимнее (-20°С) – З;
    4. Арктическое (-38°С) – А.
  • В третьей группе обозначается экологический класс, характеризующийся количественным показателем содержания серы:
    1. К2 (не более 500мг/кг);
    2. К3 (не более 350мг/кг) – соответствие с вид I (ГОСТ Р 52368-2005);
    3. К4 (не более 50мг/кг) – соответствие с вид II (ГОСТ Р 52368-2005);
    4. К5 (не более 10мг/кг) – соответствие с вид III (ГОСТ Р 52368-2005).

В результате на рынке Российской Федерации появилось два действующих документа, регламентирующих обозначение дизельного топлива.

1 июля 2014 года на территории РФ начал действовать ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное» для видов топлива, предназначенных к применению в условиях холодного климата, изготовленных методом каталитической депарафинизации.

Маркировка топлива по данному стандарту состоит из четырех групп знаков. Первая группа – принадлежность к типу дизтоплива (ДТ). Вторая группа обозначает сезонность – арктическая или зимняя. Третья группа – экологический класс (К3, К4 и К5) соответствует экологическому классу ТР ТС 013/2011. Четвертая группа обозначает минимальную температуру фильтруемости дизельного топлива, знак отрицательной температуры обозначается как «минус».

Данный стандарт не отменяет действия ГОСТ Р 52368-2005.

Необходимо указать, что с 01.01.2016 года на территории Российской Федерации дизельное топливо ниже экологического класса К5(вид III) запрещено к выпуску и обращению.

В настоящее время маркировка дизтоплива дает информацию о количестве серы и температуре использования, остальная информация приводится в паспорте качества.

Сравнительная таблица характеристик различных марок дизельного топлива

Марка Границы кипения, °С Сера, % не более Температура применения, °С Температура помутнения, °С Температура застывания, °С Температура вспышки в закрытом тигле, °С Кинематическая вязкость, Ст (сантистокс) Цетановое число
ДТЛ-0,5-40 summer diesel L-0,5-40 180÷360 0,5 0 -10 -5 +40 3÷6 -
ДТЛ-0,2-40 summer diesel L-0,2-40 180÷360 0,2 0 -10 -5 +40 3÷6 -
А-0,2 (arcticdieselA-0,2) для тепловозных и судовых двигателей 180÷360 0,2 -50 - -55 +35 - -
ДТЛ-0,5-62 (summer diesel L-0,5-62 180÷360 0,5 0 -10 -5 +62 3÷6 -
ДТЛ-0,2-62 (summer diesel L-0,2-62 180÷360 0,2 0 -10 -5 +62 3÷6 -
А-0,4 (arcticdieselA-0,4) 180÷360 0,4 -50 - -55 +30 - -
А-0,2 (arcticdieselA-0,2) для автотракторных дизелей 180÷360 0,2 -50 - -55 +30 - -
arctic diesel ecologicaly safe 180÷360 0,05 (0,1) -50 - -55 +30 - -
ДЗп winter diesel DZp 180÷360 0,2 -15 -5 -35 +40 3÷6 -
ДТ ДЛЭЧ diesel (summer ecologicaly safe) 180÷360 0,2-0,5 -15 -5 -35 +62 3÷6 -
ДТ ДЛЭ summer diesel (export grade) 180÷360 0,2 0 -5 -10 +65 3÷6 -
ДТДЗЭ winter diesel (export grade) 180÷360 0,2 -30 - - +60 2,7÷6 -
3-0,5 минус 35 winter diesel Z-0,5 minus 35 180÷360 0,5 -20 -25 -35 +65 3÷6 -
3-0,2 минус 35 winter diesel Z-0,2 minus 35 180÷360 0,2 -20 -25 -35 +65 3÷6 -
3-0,5 минус 35 winter diesel Z-0,5 minus 45 180÷360 0,5 -30 -35 -45 +65 3÷6 -
3-0,2 минус 35 winter diesel Z-0,2 minus 45 180÷360 0,2 -30 -35 -45 +65 3÷6 -
gasoilmotuer 180÷360 0,3 -   - - - 48
lowsulphur №2 oil 180÷360 0,05 - - - +54 - 40÷45
gasoilJapan-A 180÷360 0,5 - -5 (Л) -10 (З) - - - 45
gasoilJapan-A 180÷360 0,5 - -5 (Л) -10 (З) - - - 50
gasoil Singapore regular 0,5pct 180÷360 0,5 - 6÷15 - 1,8÷5,5 - 48
gasoil Singapore regular 1pct 180÷360 0,5 - 6÷15 - 1,8÷5,5 - 48

В настоящее время также можно встретить запросы с устаревшей маркировкой дизельного топлива.

Ранее существовал стандарт маркировки ГОСТ 305-82 (дата введения: 01.01.83, в настоящее время устарел). Маркировка дизельного топлива зависела от сезонности с обязательным указанием максимально возможного процентного содержания серы. Сезонность топлива обозначалась литерами, обозначая летнее «Л» (фильтруемость до 0°С), зимнее «З» (-20°С) или арктическое «А» (-50°С) топливо. Максимально допустимое процентное содержание серы регламентировалось в пределах 0,2;0,4 или 0,5 процента. В маркировке летней марки топлива должна была указываться температура вспышки, в маркировке зимних должно было быть указание температуры застывания. При маркировании зимнего топлива в целях исключения ошибок при чтении маркировки знак отрицательного числа не мог обозначаться знаком «–», обозначение делалось словом «минус» или «minus».

На смену устаревшего стандарта в 2005 году был принят к исполнению стандарт ГОСТ 52368-2005, действовавший до 2014 года. Данный государственный стандарт действовал на территории Российской федерации. Регламент принимал европейский тип классификации дизельного топлива EN 590, более известного под названием ЕВРО-5.В данном стандарте ограничивалось содержание массовой доли серы:

  • Вид I – максимальное содержание серы до 350 мг/кг;
  • Вид II – до 50 мг/кг;
  • Вид III – до 10 мг/кг.

Также дизельное топливо по данному стандарту классифицировалось по климатическим зонам. В качестве классификатора принималась температура фильтруемости топлива, при котором топливо уже не может течь по топливным магистралям.

Умеренный климат Холодный климат
Класс топлива Температура фильтруемости Класс топлива Температура фильтруемости
А +5 °С 0 -20 °С
B 0 °С 1 -26°С
C -5 °С 2 -32°С
D -10 °С 3 -38°С
E -15 °С 4 -44°С
F -20°С    

Источник: ng-logistic.ru

Заказать обратный звонок